«Культура работы» в AutoCAD. Памятка для заказчиков и исполнителей

Настоящих профессионалов в любом деле отличают незначительные, порой, детали, в которых сразу можно разглядеть «лицо» автора работы. Самое главное, такие люди понимают, что с плодами их профессионального творчества, возможно, будут работать и другие. Кто знает – ведь в любом проекте с течением времени может понадобиться что-то доделать или внести изменения. И не важно, идет ли речь о щитке электропроводки, водопроводных трубах, или же о чертеже в формате .dwg (а именно о нем мы и будем говорить в рамках данной статьи). Если Вы хотите называть себя профессионалом, выполняйте свою работу так, чтобы и тем, кто придет после Вас, было приятно, легко и удобно работать с Вашими проектами.

Ниже я попробовал сформулировать несколько рекомендаций, которые я, исходя из своего опыта, считаю «правилами хорошего тона» при работе с программой AutoCAD. Они будут полезны как заказчикам (отправьте эту статью своим исполнителям), так и тем, кто выполняет различные проекты, связанные с изготовлением чертежей в AutoCAD. Вы можете повысить качество своей работы, либо лишний раз убедиться, что Вы уже являетесь профессионалом высокого уровня (что тоже довольно приятно), если соблюдаете данные рекомендации.

I.  Единицы измерения:

Если Вы находитесь в России, то не стоит забывать, что у нас (да и во многих других странах) стандартной единицей измерения длины на чертежах является миллиметр (он же мм), поэтому все, что Вы рисуете в AutoCAD, желательно рисовать именно в мм и в масштабе 1:1.  Т.е. если требуется нарисовать отрезок длиной 1 м – рисуем отрезок длиной 1000 (мм). В связи с этим, создавая новый чертеж, будьте внимательны при выборе шаблона:

  • шаблон acadiso.dwt настроен на мм (что нам и нужно), в то время как
  • шаблон acad.dwt настроен на дюймы.

Будьте внимательны. Если Вам достался в работу чужой чертеж или Вы просто хотите убедиться, что сделали все правильно, проверить единицы текущего чертежа можно введя команду -DWGUNITS

В диалоге, который запускает данная команда, текущие единицы документа и другие настройки указаны как значения по умолчанию в <скобках>. В данном случае это дюймы (для этого примера я как раз взял любимый многими шаблон acad.dwt):

AutoCAD dwgunits

Изменить единицы текущего документа можно введя номер из списка — для мм это будет 3. Далее команда выдаст еще несколько запросов, будьте внимательны, а лучше подробно изучите данную тему через справку и поэкспериментируйте, там не все так просто.

Про команду DWGUNITS (по моим личным наблюдениям) знают не многие, и чаще всего ошибочно полагают, что единицы измерения изменяются здесь (но это не так!):

где находится утилита единицы чертежаутилита единицы чертежа

На самом же деле, на представленных выше картинках изменяются только единицы связанные с автоматическим масштабированием блоков и внешних ссылок. В общем-то там так и указано: «Масштаб вставки». Он влияет на масштабирование при использовании команд «присоединить» и при вставке блоков, в которых единицы отличаются от «безразмерных» (этот момент настраивается в момент создания блока). Масштаб вставки (переменная INSUNITS) не изменяет единицы текущего документа, и никак не изменяет созданные в чертеже объекты!

Хорошим тоном является соответствие INSUNITS  текущим единицам документа — это своего рода подсказка тем, кто будет работать с вашим файлом. Но изменение INSUNITS не влечет за собой автоматического изменения единиц текущего файла. Будьте  внимательны. Ошибки и заблуждения в данной теме встречаются очень часто.

II.  Используйте слои. Точнее используйте их правильно:

  1. Имена слоев должны содержать осознанные, удобные для понимания их содержимого слова или сокращения.
  2. Используйте отдельные слои, для разных (по содержанию) объектов чертежа, для удобства последующего управлениями этими объектами и редактирования. Например, для контуров используйте слой «Контур», для размеров «Размеры» и т.д. Если Ваш проект достаточно сложен, то можно использовать префиксы в названиях слоев, например, dim_walls_1 – размеры стен помещения, на первом этаже. Использование системы префиксов так же упростит работу с «Фильтрами слоев», что бывает удобно при большом их (слоев) количестве в документе.
  3. Если вы хотите изменить цвет, толщину или тип линии, делайте это через слои, вместо того, чтобы просто менять эти свойства у конкретного объекта. Т.к. редактирование чертежа, содержащего множество объектов со свойствами отличными от «по слою» сильно затрудняется. Т.е. для каждого вида линии, следует создавать отдельный слой. Исключением здесь являются разве что штриховки, заливки и градиенты – каждый из таких объектов может иметь свою специфическую «раскраску» и нет необходимости создавать множество слоев для штриховок, если это не кажется Вам оправданным. Но иметь хотя бы один слой «Заливки» или, например, «Hatch» желательно, чтобы при необходимости можно было быстро отключить их.
  4. Для удобства чтения чертежа, используйте уникальные цвета для каждого слоя или хотя бы для группы слоев. Это позволит Вам избежать ошибок на этапе создания чертежа и заметно упростит его чтение в дальнейшем. Если Вам нужно распечатать все в цвете, но с ограниченным количеством этих самых цветов, то всегда можно переопределить цвет, тип и толщину линий слоя внутри видового экрана листа. А черно-белая печать и вовсе организуется одной единственной настройкой – таблица стилей monochrome в настройках печати.
  5. Не используйте слой Defpoints в принципе – это служебный слой, который появляется в чертеже в момент простановки первого размера и содержит в себе определяющие точки размеров. Наличие в нем каких-либо других объектов может привести к сбоям в работе программы (зависания, вылеты, ошибки).
  6. Создавайте блоки предварительно поместив все объекты будущего блока в слой 0 – это очень удобно, объекты в данных блоках будут менять свои свойства в соответствии с настройками слоя, в который они будут перемещены в дальнейшем. Это позволяет избежать ошибок (сразу видно, если блок не в том слое) и не замусоривает чертеж лишними слоями (ведь если вы копируете блок в свой чертеж, он притащит за собой и все используемые в нем слои). Если же блок должен содержать объекты с разной толщиной, типом или цветом линий, назначьте этим объектам конкретные свойства через редактор блоков, вместо значения «по слою», но сохраните их в слое 0. А уже потом перемещайте готовый блок в нужный слой и наслаждайтесь результатом. Разберитесь со свойством «По блоку» — это очень полезная штука в умелых руках.
  7. Если планируется использования Вашего файла в связке с 3ds Max, имена слоев не должны содержать кириллических символов – пишите все латиницей (допускаю, что в новых версиях 3ds max эта беда уже ушла).

Типичные ошибки:

  • все нарисовано в слое 0
  • чертеж содержит слои с именами qweqwe, aaaa, 1111, 123 и т.п.
  • все слои имеют черный цвет (невозможно определить, что в каком слое нарисовано)
  • непечатаемые объекты и видовые экраны помещены в слой Defpoints, вместо создания отдельного слоя с запретом на печать
  • в файле находится 100500 слоев в большинстве из которых находится всего по 1-2 линии, либо слои были созданы разными людьми или просто случайно попали в файл и по сути дублируют друг друга (Стены, СТЕНЫ, Мои_стены, ар_стены11 и т.п.)
  • большинство объектов в файле имеют значения свойств цвета, толщины и типа линий отличные от «По слою» — т.е. их внешний вид вообще не соответствует настройкам слоев, в которых они лежат (ну неудобно же потом с этим работать!)

III.  Работа со стилями аннотаций (текст, размеры, выноски и таблицы):

  1. Давайте стилям аннотаций удобные и осознанные имена.
  2. Старайтесь использовать наименьшее количество стилей в рамках одного чертежа.
  3. Используйте стандартные стили по умолчанию “Standart”, “ISO-25” и т.п в качестве донорских – создавайте свои, беря за основу эти, но не изменяйте их, сохраняя имена по умолчанию! Это усложняет процесс копирования аннотаций между файлами (в одном из них стиль Standart – это шрифт Arial, а в другом вдруг оказывается, что Standart это шрифт Simplex – потому что кто-то поленился поменять имя стиля).
  4. Если Вы используете в своих документах неродные для AutoCAD шрифты (например, скачанные из Интернета), не забывайте прикладывать их к документу, перед отправкой заказчику, иначе при открытии потерянные шрифты будут заменены на другие (все надписи могут разъехаться), о чем пользователь увидит соответствующее предупреждение: autocad предупреждение об утерянных шрифтах

Типичные ошибки:

  • в файле содержится 10-15 текстовых (или размерных) стилей, причем половина из них имеют практически одинаковые настройки, просто каждый новый «редактор» чертежа добавлял новые стили (чтобы не разбираться в существующих) или же они попали в файл при копировании аннотаций из других файлов
  • файл содержит утерянные шрифты (при открытии выводится уведомление)

IV.  Оформление и подготовка к печати:

  1. Вся графика проекта должна располагаться в пространстве модели.
  2. В пространстве листа содержится настроенный для печати лист с рамкой. Главное правило – 1 вкладка с листом – 1 чертеж (а не 2 или 5).
  3. Не забывайте переименовывать листы, чтобы было проще ориентироваться в Ваших проектах.
  4. Если Вы не знаете, на каком принтере будет распечатан проект (например, при работе с удаленным заказчиком), желательно настроить все листы на принтер DWG to PDF.
  5. Масштабирование видов чертежа достигается путем использования видовых экранов листа, а не с помощью изменения размеров объектов командой «Масштаб» или увеличением рамки до гигантских размеров с последующим вписыванием (уменьшением) всего при печати.

Типичные ошибки:

  • все, включая рамки нарисовано в пространстве модели
  • все, включая виды чертежа нарисовано в пространстве листа (самый экзотический вариант, но встречается)
  • рисование в пространстве модели в отличном от 1:1 масштабе
  • размещение на одной вкладке с листом сразу нескольких чертежей (самое странное, что мне доводилось видеть) – т.к никакой логике данная методика не поддается – ведь вы теряете все удобства печати из пространства листа

V.  Подготовка файла к отправке:

  1. Проводите очистку чертежа от всего лишнего (мусор, блоки, неиспользуемые стили и слои) перед отправкой заказчику. Для этого существует утилита Очистить (команда _purge).
  2. Так же стоит очистить файл от перекрывающихся (дублирующихся) линий, т.к. скорее всего это мусор. Для этой цели используйте команду _overkill (для того, чтобы очистка проходила «безболезненно», следует потратить время на изучение настроек данной команды). Особенно много мусора в файлах присутствует, при использовании каких-либо «векторизаторов» или импортировании информации из сторонних программ (CorelDraw, Illustrator и т.п.).
  3. Периодически проводите проверку файла на ошибки – команда _audit (в опциях соглашаемся на исправление обнаруженных ошибок). В процессе работы над проектом, ошибки на чертеже появляются сами собой, особенно при копировании больших объемов информации через буфер обмена. Данная проверка снижает количество и частоту вылетов и зависаний программы, что не может не радовать.
  4. Если Вы используете внешние ссылки и они должны присутствовать в итоговом файле, используйте «Относительные пути» для внешних ссылок, храните их в подпапках проекта и передавайте вместе с итоговым .dwg файлом, иначе вместо них заказчик увидит пустые прямоугольники и уведомления об утерянных внешних связях чертежа.

Если же внешние ссылки используются только на этапе создания проекта, пути можно использовать и абсолютные, но не забывайте, что просто удалив картинку из рабочей области экрана, Вы не удаляете внешнюю ссылку из файла (это нужно делать в «Диспетчере внешних ссылок»). Довольно часто можно наблюдать следующую забавную картину внутри файла:

неиспользуемые внешние ссылки

  1. Старайтесь минимизировать использование в чертежах OLE и PROXY объектов. Технология OLE именно внедряет информацию в файл и чертеж будет очень тяжелым и начнет подвисать даже на мощных компьютерах, поэтому лучше используйте внешние ссылки для вставки графики, диаграмм и т.п. А PROXY – это объекты, созданные с помощью сторонних надстроек к AutoCAD, например, MechaniCS или SPDS от компании CSoft – кажущееся удобство от использования данных модулей выходит боком при попытке открыть такой файл на компьютере, где данная надстройка не установлена или установлена другая ее версия.

Резюме.

Каждый человек уникален, а потому и проекты, выполненные разными людьми всегда будут иметь какие-то отличия в плане оформления и используемых инструментов. Вы должны сами найти какой-то свой уникальный стиль, — удобный для Вас и устраивающий по качеству людей, с которыми Вы работаете. Не всё, описанное выше, является жесткими правилами, скорее, это рекомендации, к которым стоит прислушаться, особенно если Вы еще только начинаете свое знакомство с программой. Успехов!

Комментарии приветствуются! Уже 10 :)

  1. Алексей:

    Добрый день!

    Еще один вопрос, если Вас не затруднит.

    Если я всем листам в автокаде в Диспетчере параметров листов поставлю принтер DWG to PDF, а затем мне понадобиться распечатать проект на обычном принтере — я могу сразу для всех листов поменять принтер, или придется для каждого листа менять принтер?

    • Михаил Царев:

      Есть два пути:

      1) Сохранять в ПДФ, на реальную печать отправлять уже из ПДФ. Мне так нравится больше всего — я сначала «вычитываю» ПДФ-ку, а когда вижу, что ошибок нет, просто печатаю ее. Опять же, если печатать не у себя, а где-то — куда проще отдать ПДФ, чем принести DWG.

      2) Печатать именно из AutoCAD — тоже все довольно просто. Создаете именованный набор параметров листа, где указывается реальный принтер. При пакетной печати (Публикации) можно любому листу выставить любой набор параметров из имеющихся в документе. Сколько разных форматов, столько нужно иметь этих наборов. Присвоить набор сразу всем листам тоже можно мгновенно, при этом с уже настроенными листами ничего не произойдет — замена будет только на время печати, а потом все вернется — т.е они останутся с DWG to PDF, но печатать можно на любом принтере в пару кликов.

      В Публикации выставляете «Печатать в: плоттер с именем, указанным в наборе параметров», и в списке листов каждому листу задаете нужный набор. Удобно тем, что можно сделать разные наборы с разными характеристиками, оправлять на разные принтеры и т.д.

      Для ответов на все свои вопросы, Вы можете воспользоваться индивидуальной консультацией. Продолжительность — от 30 минут. Там я не только расскажу, но и покажу как и что делается (через демонстрацию экрана).

  2. Алексей:

    Добрый день!

    Подскажите, как лучше работать в автокад. Я электрик. Проектирую несколько видов сетей на одном плане — плане этажа. План в модели в масштабе.

    Разные инженерные сети (освещение, розетки, лотки и т.п.) лучше рисовать на листах (тогда рисовать придется не в масштабе 1:1, а, например, в в 1:100 — что не удобно) или в модели на том же плане, но в разных слоях?

    Я пробую второй вариант — всё в модели, на одном плане разные сети в разных слоях. На листы через видовой экран вывожу нужную сеть. Но проблема — в модели должны быть включены все слои, чтобы они отображались на листах (каждый на своем, остальные не нужные здесь на листе заморожены), и поэтому в модели при всех включенных слоях настоящая каша. Так и должно быть? Или лучше в модели сделать несколько планов (скопировать их) — каждый для своего вида сети.

    Посоветуйте, как работать культурно.

    • Михаил Царев:

      Здравствуйте.

      Удобнее всего план рисовать в модели 1:1. Разные сети — в разных слоях. Тут Вы все правильно делаете. Оформляем на листах, отключая ненужные слои в конкретных видовых экранах. Да, в модели каша — и это нормально. Копировать много раз хуже — не дай бог слегка изменится план, — устанете его править в копиях, или, что более вероятно, где-то подправите, а где-то нет — будут ошибки.

      Чтобы легко править было — заходим в лист, и нажимаем кнопку «Развернуть ВЭ» справа снизу — получаем все преимущества работы в модели, но видим только нужные для этого листа слои.

      Я такой метод использую, он себя показал как самый удачный. С копиями планов в модели в свое время намучился.

      Что-то именно рисовать в листах (кроме рамки)некорректно. Вся полезная информация — в модели. На листах — рамки, и иногда можно текст/таблицы. Ну и чисто текстовые листы проекта делаю прямо на листе — это удобно.

      • Алексей:

        Добрый день!

        Спасибо за ответ, значит я делаю правильно.

        Вы в статье пишите, что на одном листе нужно размещать только один чертеже, иначе теряется все преимущество печати из листа. Расскажите поподробней, пожалуйста об этом преимуществе.

        Я размещаю на одном листе несколько чертежей (листов) — логически объединенных, чаще всего это когда в одном чертеже несколько листов. Также каждая спецификация чаще всего состоит из нескольких листов, я все эти листы размещаю на одном листе автокада — так просто удобней работать сразу видишь несколько листов одного чертежа.

      • Михаил Царев:

        Листы позволяют печатать весь проект или сохранить его в PDF одной кнопкой, поскольку для настроенных листов не нужно указывать зону печати. Вкладка вывод — экспорт в PDF или Публикация для реальной печати.

        Если же у Вас в 1 листе Автокада расположено несколько чертежей, то чтобы их распечатать, Вы должны каждый раз указывать, что именно печатаете. По сути это как печать из модели с указанием границ печати рамкой. На мой взгляд это очень долго и жутко неудобно. И более того, структура проекта становится запутанной, — глядя на файл сразу не понять сколько реально листов в проекте — в каждой вкладке при таком способе их может быть множество, а распечатать такой проект целиком и вовсе головная боль и повтор рутинных действий.

        Я не вижу реальных преимуществ подобной практики, но если Вам нравится, то почему бы и нет — дело вкуса.

  3. Нина Поликарпова:

    Какое счастье — найти единомышленника! Уже 20 лет работаю в проектной фирме (инженерные сети).

    Написала инструкцию, где почти слово в слово описала то, что написано в этой статье. Но! Начальство так и не соглашается ввести стандарт предприятия. В результате теряется столько времени на оформление чертежей, на подготовку к печати и т.д. И это в частной фирме. Вот и теряются «время — деньги». А уж про полученную от заказчиков архитектуру и говорить не приходится. Слов нет, одни междометия. Приходится каждый раз тратить время на подготовку приличной подосновы для сетей.

    • Михаил Царев:

      Спасибо за отзыв! Стандарты предприятия действительно оптимизируют работу, особенно, если их соблюдают. Жаль, что Вашу инструкцию не приняли.

      Почему-то такой бардак в файлах встречается именно в архитектурно-строительных чертежах. Возможно, потому что над одним файлом там всегда работает несколько человек... В машиностроении Автокад встречается уже не так уж и часто (почти все перешли на более продвинутые CAD), но то, что мне попадается, обычно очень хорошо и аккуратно сделано. А вот как пришлют какой-нибудь ген.план — то хоть вешайся... 🙂

      • Олег Николаевич:

        Это Вы, Михаил, на счет дурных мыслей о петле с мылом точно подметили. А на причину этого безобразия нам уже ой как давно указал наш соотечественник, Иван Андреевич Крылов в своей бессмертной басне про Лебедя, Рака и Щуку. Так же, как и в ней получается, что всяк, кто вовлечен в совместную работу над тем, или иным проектом, начиная от топографов с геологами, в купе с генпланистами и архитекторами, не задумывается над тем, как потом с их материалом будут работать другие, кому в дальнейшем предстоит разрабатывать последующие разделы проекта.

        Чему же тогда удивляться, когда в итоге вдруг оказывается, что «Воз и ныне там»?

        Но стоит лишь этим людям договориться о единых правилах, первый пункт которых предписывает не работать без обращения к Диспетчеру подшивок, то они сразу увидят, что всё, как по волшебству, чудесным образом изменится. Ведь благодаря этому универсальному инструменту у людей появляется обратная связь, позволяющая им согласовывать свои решения, как друг с другом, так и с заказчиком. Тут, не говоря о другом, одна лишь функция eTransmit чего стоит.

    • Олег Николаевич:

      Вы даже не представляете, Нина (не знаю, как по-батюшке), как я Вас понимаю.

      Мне, ведь, в своё время пришлось прямо-таки с головой, можно сказать, окунулся в затронутую Вами тему. А случилось это в ту самую пору, когда мне посчастливилось поработать, прошу прощения, менеджером по CAD-стандартам в Отделе Стандартизации и Поддержки Проектирования АНО "Оргкомитет «Сочи 2014». Как Вы видимо уже догадались, моей обязанностью там было следить за соблюдением тех самых стандартов предприятия, о которых Вы упомянули в своём комментарии. Так вот, на основании полученного опыта сообщу Вам, что заниматься этим делом при либеральном подходе Вам бы не удалось ни при каких обстоятельствах, даже если бы Ваше начальство согласилось ввести стандарт предприятия. Так вот, чтобы реально блюсти порядок, мне, человеку с довольно мягким характером, пришлось прибегнуть к поистине диктаторским методам, дабы принудить-таки исполнителей придерживаться утвержденных правил. Смею предположить, что благодаря этому нам в немалой степени удалось успеть подготовиться, организовать и провести в 2014-м году Зимнюю Олимпиаду в Сочи. Ну и как после этого не вспомнить о том, что каждый ГоСТ советской поры в обязательном порядке снабжался напоминанием об ответственности каждого перед законом за пренебрежение им?

      Поразмыслив над всем этим, я сам для себя пришел к выводу, что убедить кого-либо соблюдать стандарты невозможно раньше, чем этот кто-то убедится, в том, что это напрямую связано с производительностью его труда. Но вот как этого добиться в условиях перманентного цейтнота? Боюсь, что предлагаемое мною решение этой задачи нельзя отнести к числу оригинальных. Его суть — шаблон. Да-да, тот самый пресловутый шаблон, которым Вы и сами пользовались бесчисленное число раз. Вспомните хотя-бы тот же Светоскоп, пользующийся неизменной популярностью у советских студентов. Обычно, он представлял собой прямоугольный кусок оконного стекла подходящего формата, опирающегося своими краями на пару табуретов, да достаточно яркого источника света, установленного между ними. Чтобы соорудить такую конструкцию, как Вам должно быть известно, не требовалось много времени. Зато какой эффект! Раз-два и чертёж готов! Но это, если забыть, что на изготовление оригинала ушли, по меньшей мере, часы скрупулезной работы.

      А вот тут-то, как раз и кроется причина того, что мешает нам воспользоваться шаблоном. Это если бы кто-то уже над ним потрудился — рассуждаем мы — то да, грешно было бы им не воспользоваться. За неимением же такового, каждый вынужден решать поставленную ему задачу самостоятельно, руководствуясь, как правило, исключительно методом тыка. Ну, а коли так, то почему бы нам еще раз не вспомнить студенческие годы, когда мы сообща готовились к сдаче курсовых работ. Помните, как каждый из нас делал за всех ту часть заданий, которой был особенно силен. По сути, каждый из нас выполнял за всю группу работу на основе собственного шаблона. Следовательно, если в этот шаблон закрадывалась какая-нибудь ошибка, то потом она проявлялась у всех, компрометируя перед преподавателем всю группу. Но, что характерно, такие проколы никогда не приводили к отказу погоревших на плагиате от наработанной методики, ибо позволяли экономить им уйму времени.

      Вы спросите, к чему я это всё говорю? Да к тому, что если однажды не пожалеть времени, да на свой страх и риск взяться за разработку шаблонов чертежей с уже готовыми библиотеками блоков, типовым набором групп слоёв, листов, видовых экранов и прочих именных объектов, а затем тщательно продумать структуру папок, организовав на её основе шаблон подшивок, то это наверняка будет воспринято Вашими коллегами на ура. Ведь по сути, переложив на плечи машин заботу по выполнению рутинных операций и тем самым, освободив массу времени для творческого процесса, Вы де-факто поспособствуете работе своих коллег в едином ключе.